ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

Режим работы спортивного зала
 Пн-Чт.   9.00 - 14.10  - уроки
Суббота 9.00 - 12.00 - уроки.
Пн., ср., пт.  с 13.30-17.00 - спортивные секции
Вт., чт.  с 18.00-19.00 - занятия групп здоровья (женщины).
Пн., ср., пт.   с 19.00-21.00 - волейбол (мужчины)

НАШ УЧРЕДИТЕЛЬ

Отдел образования Администрации Каргапольского района

Руководитель Отдела образования Охоба Лариса Станиславовна

Телефон для консультаций 8(35256)21756

График работы: понедельник-пятница 8.00 - 17.00.Обед: 12.00-13.00

Выходной: суббота, воскресенье.

Дополнительная общеразвивающая программа "Баскетбол" автор Хребтова К.С.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Пояснительная      записка

1.1.    Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению

1.2.    Особенности реализации дополнительной общеразвивающей программы: количество часов и место проведения занятий.

1.3.    Содержание дополнительной общеразвивающей программы и методические рекомендации

  1. Требования к знаниям и умениям, которые      должны приобрести учащиеся в процессе реализации дополнительной      общеразвивающей программы

2.1.    Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы

  1. Материально-техническое обеспечение
  2. Список литературы
  3. Тематическое планирование

5.1.    Тематическое планирование 8 класс

5.2.    Тематическое планирование 9 класс

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3 

 

1.Пояснительная записка

       Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 8-9 классов. Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Москва «Просвещение»2011г.)

         В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных.

       Данная программа предоставляет учащимся возможность дополнительного образования в области физического воспитания, а именно научиться играть в баскетбол и реализуется в рамках дополнительного образования школьников через учебно-тренировочный процесс. Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения предмету. Программа предусматривает развитие творческого потенциала учащихся в условиях индивидуализации обучения. Принцип саморазвития и самосовершенствования личностного аспекта обучающихся, заложенный в программе развития, подкрепляется возможностью использования технологий, включающих ученика в процесс получения знаний, развития способности к самоуправлению и самообразованию. Система дополнительного физического воспитания должна создавать максимально благоприятные, комфортные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределение. Поэтому в основе принципов развития системы дополнительного образования лежат идеи оптимизации и интенсификации учебно-тренировочного процесса. В основе создания групп большую роль играет фактор привлечения перспективных обучающихся, а также всех желающих получить дополнительное образование в рамках раздела образовательной области «Физическая культура» - «ОФП». Необходимость данного курса обусловлена повышенным интересом обучающихся к спортивным играм и запросом родителей, заинтересованных в укреплении здоровья, физического развития и позитивной занятостью своих детей. Результатом систематических тренировок является участие обучающихся в ежегодных районных соревнованиях. Программа реализуется с помощью теоретических и практических занятий. В теоретический курс введены знания, необходимые обучающимся для общего развития. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.

     Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.

     В возрасте 13-15 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите.

     В учебном процессе баскетбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение баскетбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:

– доступностью игры для любого возраста;

– возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха.

     Комплексность – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно- тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

     Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.

     Вариативность – предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.

Новизна и оригинальность

   Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику учреждений молодежной политики и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе занятий. Она дает  возможность заняться баскетболом  детям, которые еще не начинали  проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

     Снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми дает возможность и баскетбол. Именно эта игра способствует развитию всех необходимых для здорового образа жизни качеств (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).

     Посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 12-15 человек.

Актуальность программы

   Актуальность программы в приобщении воспитанников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.

 

1.1. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению

     Программа дополнительного образования по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению “Баскетбол” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

     Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.          Дополнительная общеразвивающая программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению “Баскетбол” носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа      жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести      ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в      отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и      укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  • пропаганда здорового образа жизни, укрепление      здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
  • популяризация баскетбола как вида спорта и      активного отдыха;
  • формирование у учащихся устойчивого интереса к      занятиям баскетболом;
  • обучение технике и тактике игры в баскетбол;
  • развитие физических способностей (силовых,      скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • формирование у учащихся необходимых теоретических      знаний;
  • воспитание моральных и волевых качеств.

     Целью реализации дополнительной общеразвивающей программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

     Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.

1.2. Особенности реализации дополнительной общеразвивающей программы: количество часов и место проведения занятий.

Дополнительная общеразвивающая программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначена для учащихся 8-9 классов. Именно принадлежность к дополнительному образованию определяет режим проведения, а именно все занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.

Занятия проводятся в спортивном зале. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.

Таблица 1

Формы проведения занятия и виды деятельности

Однонаправленные занятия

Посвящены только одному из компонентов подготовки   баскетболиста: техникой, тактикой или физической.

Комбинированные занятия

Включают два-три компонента в различных сочетаниях:   техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка;   техническая, физическая и тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия

Построены на учебной двухсторонней игре в баскетбол   по правилам.

Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся, выполнению   контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об   уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.

Подобная реализация программы по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению “Баскетбол” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.

1.3. Содержание программы и методические рекомендации

Дополнительная общеразвивающая программа по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению “Баскетбол” предназначен для учащихся 8-9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 8-9 классы - 35 часов в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Реализация данной программы в рамках дополнительного образования соответствует предельно допустимой нагрузке учащихся.

Таблица 2

Примерное распределение учебного материала по баскетболу

Учебный материал

Классы

8

9

Перемещения

1

Стойка игрока (исходные положения)

+

+

2

Перемещение в стойке приставными шагами: правым,   левым боком, лицом вперед

+

+

3

Сочетание способов перемещений (бег, остановки,   повороты, прыжки вверх)

+

+

Передачи мяча

1

Передача от плеча

С

С

2

Передача от груди

+

+

3

Передача из-за головы

+

+

4

Передача в движении

+

+

5

Передача на месте и в движении

+

+

Подбор мяча

1

Перехват мяча в нападении, на чужом щите.

З

С

2

Перехват мяча в защите, на своём щите.

С

С

3

Коллективный перехват мяча.

С

С

Перехват мяча

1

Перехват мяча при передаче.

З

С

2

Перехват мяча при ведении.

З

С

Броски мяча в кольцо

1

Ведение мяча, остановка прыжком на две ноги, бросок   в кольцо.

+

+

2

Ведение, два шага, бросок в кольцо.

+

+

3

Броски в кольцо “из под кольца”.

+

+

4

Броски в кольцо по трёх секундной зоне.

+

+

5

Штрафной бросок.

+

+

Тактические игры

1

Индивидуальные тактические действия в нападении и   защите

З

С

2

Групповые тактические действия в нападении и защите

З

С

3

Командные тактические действия в нападении и защите

Р

З

4

Двухсторонняя учебная игра

+

+

Подвижные игры и эстафеты

1

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование   технических приемов и тактических действий

+

+

2

Игры развивающие физические способности

+

+

Физическая подготовка

1

Развитие скоростных, скоростно-силовых,   координационных способностей, выносливости, гибкости

+

+

Судейская практика

1

Судейство учебной игры в баскетбол

+

+

2. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе реализации программы

В ходе реализация дополнительной общеразвивающей программы по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” учащиеся

должны знать:

  • особенности воздействия двигательной активности      на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • влияние здоровья на успешную учебную      деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и      укрепления здоровья;

должны уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать      его;
  • выполнять физические упражнения для развития      физических навыков;
  • заботиться о своем здоровье;
  • применять коммуникативные и презентационные      навыки;
  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного      здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных      ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации      выбора.

В результате реализации дополнительной общеразвивающей программы по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

2.1. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы

Контрольные нормативы

1 год

2 год

3 год

4 год

1

Правила соревнований

+

+

+

+

2

Передачи в парах на месте

10

13

15

20

3

Передача в парах в движении

10

12

15

16

4

Ведение баскетбольного мяча с изменением направления

10

12

15

16

5

Бросок в кольцо с места

15

20

25

25

6

Ведение и бросок в кольцо

4

5

-

-

7

Штрафной бросок

-

-

7

8

8

Выбивание и вырывание мяча

-

3

4

5

9

Техника защиты

3

4

5

5

10

Техника нападения

3

3

4

4

 

Форма контроля

Дата

ответственный

1

Соревнования по баскетболу посвященные памяти Н.   Гусельникова

октябрь

учитель ФК

2

Соревнования по баскетболу “Рождественский турнир”

январь

учитель ФК

3

Соревнования по баскетболу посвященные “Дню защиты детей”

июнь

учитель ФК

3. Материально-техническое обеспечение

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр

К – полный комплект (на каждого обучающегося)

Г – комплект (для работы в группах)

№ п/п

Наименование объектов и средств   материально-технического обеспечения.

Кол-во

1

Стандарт основного общего образования по физической   культуре.

Д

2

Ж.К. Холодов B.C. Кузнецов: Теория и методика   физического воспитания и спорта. - М. Издательский дом “Академия”. 2007 г.

Д

3

Дидактические материалы по основным разделам

Д

4

Методические издания по физической культуре для   учителей

Д

5

Таблицы по стандартам физического развития и   физической подготовленности

Д

6

Видеофильмы по основным разделам учебного материала

Д

7

Мультимедийный компьютер

Д

8

Стенка гимнастическая

Д

9

Скамейка гимнастическая жесткая

Г

10

Мячи: футбольный, теннисные, малый мяч (мягкий),   набивной

Г

11

Палка гимнастическая

Г

12

Мячи: баскетбольные, волейбольные.

К

13

Скакалка детская

К

14

Гантели наборные

К

15

Табло перекидное

Г

16

Щиты баскетбольные универсальные

Д

17

Кубики

Д

18

Обруч детский

Г

19

Аптечка

Г

20

Конус сигнальный

Д

21

Ролик для пресса

Г

22

Насос ручной

Г

23

Секундомер

Д

24

Площадка игровая баскетбольная

Д

 

 

4. Список литературы

  1. Б.С.Толкачёв «Физкультура школьников против      недуга»
  2. В.Г.Чёрный «Спорт без травм»
  3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика      физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб.      Заведений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Издательский центр “Академия”,      2001. -480 с.

 

5. Тематическое планирование

5.1. Тематическое планирование 8 класс

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Ведение мяча

4

Использовать игру в баскетбол как средство   организации активного отдыха и досуга. Выполнять правила игры в баскетбол в   процессе соревновательной деятельности. Описывать технику передвижения в   стоке баскетболиста и использовать ее в процессе игровой деятельности.   Описывать технику прыжка в верх толчком одной с приземлением на другую,   использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику остановки   двумя шагами и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать   технику остановки прыжком и использовать ее в процессе игровой деятельности.   Описывать технику ловли мяча после отскока от пола и демонстрировать ее в   процессе игровой деятельности. Демонстрировать технику ведения мяча   различными способами. Использовать ведение мяча с изменением направления   движения в условиях игровой деятельности. Описывать технику выполнения   бросков мяча в корзину , анализировать правильность выполнения , находить ошибки   и способы их исправления. Демонстрировать технику и результативность бросков   мяча в корзину.

2

Перехват мяча

8

3

Броски мяча в кольцо

6

4

Передачи мяча

4

5

Двусторонняя учебная игра

5

6

Групповые тактические действия в нападении, защите

4

7

Командные тактические действия в нападении и защите

4

8

Физическая подготовка в процессе занятия.

 

 

Итого 35 часов.

 

5.2. Тематическое планирование 9 класс

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Передачи мяча

5

Использовать игру в баскетбол как средство   организации активного отдыха и досуга. Выполнять правила игры в баскетбол в   процессе соревновательной деятельности. Описывать технику передвижения в   стоке баскетболиста и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать   технику прыжка в верх толчком одной с приземлением на другую, использовать ее   в процессе игровой деятельности. Описывать технику остановки двумя шагами и   использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику остановки   прыжком и использовать ее в процессе игровой деятельности. Описывать технику   ловли мяча после отскока от пола и демонстрировать ее в процессе игровой   деятельности. Демонстрировать технику ведения мяча различными способами.   Использовать ведение мяча с изменением направления движения в условиях   игровой деятельности. Описывать технику выполнения бросков мяча в корзину ,   анализировать правильность выполнения , находить ошибки и способы их   исправления. Демонстрировать технику и результативность бросков мяча в   корзину.

2

Перехваты мяча

5

3

Броски мяча в кольцо

6

4

Совершенствовать

4

5

Двусторонняя учебная игра

8

6

 

4

7

Командные тактические действия в нападении и защите

3

 

Физическая подготовка в процессе занятия.

 

 

Итого 35 часов.

 

 

Приложение № 1

Баскетбол (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину.[1] Kорзина находится на высоте 3,05 метра от пола (10 футов). От каждой команды на площадке находится по 5 человек, всего в команде 12 человек, замены не ограничены. За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанции, засчитывается 2 очка, с дальней (из-за трёхочковой линии) — 3 очка. Штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки 28 метров в длину и 15 метров в ширину. Баскетбол — один из самых популярных видов спорта в мире

Цель игры — является овладение мячом и броски в корзину соперника, в то время как другая команда пытается помешать этому. Мяч считается заброшенным, если он попадает в корзину сверху и остается в ней или проходит через сетку.

Задачи игроков — в соответствии с правилами набрать как можно больше очков.

Правила игры в баскетбол: В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе - забросить мяч в корзину соперника и помешать, другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды. Мячом играют только руками. Бежать с мячом, не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий овертайм и т. д., до тех пор, пока не будет выявлен победитель матча. За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:

1 очко — бросок со штрафной линии 
2 очка — бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёх очковой линии) 
3 очка — бросок из-за трёх очковой линии на расстоянии 6 м 75 см (7 м 24 см в Национальной баскетбольной ассоциации) Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх периодов по десять минут с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры - пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.

Оборудование для игры в баскетбол

Игровая площадка:

Игровая площадка должная представлять собой прямоугольную плоскую твердую поверхность без каких-либо препятствий.

Для официальных соревнований ФИБА размеры игровой площадки должны быть 28 метров в длину и 15 метров в ширину, измеренные от внутреннего края ограничивающих линий. Для всех других соревнований соответствующие структуры, такие как Зональная комиссия или Национальная Федерация, имеют право утвердить существующие игровые площадки с минимальными размерами 26х14 метров. Все новые площадки должны строиться в соответствии с требованиями, определенными для главных официальных соревнования ФИБА, а именно, 28х15 метров. Высота потолка или расстояние до самого низкого препятствия над игровой площадкой должны быть не менее 7 метров.

Игровая поверхность должна быть равномерно и достаточно освещена. Источники света должны находиться там, где они не будут мешать зрению игроков.

Корзина:

Корзина (кольцо с сеткой) находится на высоте 3,05 метра от пола. Кольца должны иметь следующую конструкцию: материал – прочная сталь, минимальный внутренний диаметр 45 см и максимальный внутренний диаметр 45,7 см, окрашен в оранжевый цвет.

кольцо должно крепиться к конструкции щита

верхняя плоскость кольца должна располагаться горизонтально на высоте 3,05 м над поверхностью площадки на равном расстоянии от вертикальных краев щита;

ближайшая точка внутренней части кольца должна располагаться на расстоянии 15 см от лицевой поверхности щита;

Сетки должны быть изготовлены следующим образом: они должны быть из белого шнура, подвешены к кольцу и сконструированы так, чтобы на мгновение задерживать мяч, когда он проходит через корзину.

Длина сетки должна быть не менее 40 см и не более 45 см; сетка должна иметь 12 петель для крепления к кольцу; верхняя часть сетки должна быть достаточно жесткой, чтобы предотвратить от: (набрасывания сетки на кольцо и возможного ее запутывания; мяча в сетке или выкидывания его сеткой обратно).

Щит:

Два щита должны быть изготовлены из соответствующего прозрачного материала. Щиты могут быть также изготовлены из другого материала (или материалов), но должны отвечать вышеперечисленным требованиям, и быть окрашены в белый цвет.

Размеры щитов должны быть: 1,80 м (+ 3 см) по горизонтали и 1,05 м (+ 2 см) по вертикали. Нижние края щитов должны быть расположены на высоте 2,90 м от поверхности площадки.

Лицевая поверхность двух щитов: должна быть гладкой, края должны быть размечены линией, позади кольца наносится прямоугольник. Внешние размеры прямоугольника: 59 см по горизонтали и 45 см по вертикали. Верхний край основания прямоугольника должен находиться на уровне верхней плоскости кольца, все линии должны быть нанесены следующим образом: белым цветом, если щит прозрачный, черным цветом во всех остальных случаях.

Мяч:

Мяч должен имеет форму сферы, и быть установленного оттенка оранжевого цвета. Мяч должен иметь традиционный рисунок из восьми частей, разделенных выемками (швами).

Наружная поверхность мяча должна быть изготовлена из кожи, резины или синтетического материала. Он должен быть накачан до такой величины воздушного давления, чтобы при падении на игровую площадку с высоты около 1,80 м измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, не менее чем около 1,20 м и не более чем около 1,40 м измеренную до верхней поверхности мяча. Ширина швов и/или выемок на мяче не должна превышать 0,6 см. Длина окружности мяча должна быть не менее 74 см и не более 78 см. Вес мяча должен быть не менее 567 г и не более 650 г.

Нарушения:

аут - мяч уходит за пределы игровой площадки;

пробежка-игрок, контролирующий мяч, совершает перемещение ног сверх ограничений, установленного правилами

нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение;

три секунды - игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд в то время, когда его команда владеет мячом в зоне нападения;

пять секунд — игрок при выполнении вбрасывания не расстается с мячом в течение пяти секунд;

восемь секунд — команда, владеющая мячом из зоны защиты, не вывела его в зону нападения за восемь секунд;

24 секунды - команда владела мячом более 24 секунд и не произвела точного броска по кольцу. Команда получает право на новое 24 секундное владение, если мяч, брошенный по кольцу, коснулся дужки кольца, либо щита, а также в случае получения фола защищающейся командой.

плотноопекаемый игрок - игрок держит мяч более пяти секунд, в то время как соперник его плотно опекает;

нарушения возвращения мяча в зону защиты - команда, владеющая мячом в зоне нападения, перевела его в зону защиты.

Фолы:

Фол - это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением.

Виды фолов:

персональный - фол, вследствие персонального контакта.

технический фол - фол, не вызванный контактом с соперником.

неспортивный - фол, совершенный вследствие контакта, при котором игрок не пытался сыграть мячом в рамках правил.

дисквалифицирующий фол - это фол, вследствие вопиющего неспортивного поведения.

Игрок, получивший 5 фолов в матче, должен покинуть игровую площадку и не может принимать участие в матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных) Игрок, получивший дисквалифицирующий фол должен покинуть место проведения матча.

Наказание за фол

Наказание: Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то:

1) если команда не набрала 5 командных фолов или фол совершен игроком, команда которого владела мячом, то пострадавшая команда производит вбрасывание;

2) в противном случае пострадавший игрок выполняет 2 штрафных;

Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то:

1) если бросок был удачным, он засчитывается, и пострадавший игрок выполняет 1 штрафной;

2) если бросок был неудачным, то пострадавший игрок выполняет такое количество штрафных бросков, сколько очков заработала бы команда будь бросок удачным.

Неспортивный фол:

Наказание:

Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то поступают так же, как и в случае персонального фола.

Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то пострадавший игрок выполняет 2 броска. После выполнения штрафных бросков мяч вбрасывает пострадавшая команда из-за пределов площадки на продолжении центральной линии. Исключение составляют фолы, совершенные до начала первого периода. В этом случае после штрафных бросков проводится розыгрыш спорного броска (как и в случае нормального начала игры). Если игрок в течение одного матча совершает 2 неспортивных фола, он должен быть дисквалифицирован.

Дисквалифицирующий фол:

Дисквалифицирующий фол может получить игрок, запасной, тренер или официальное лицо команды.

Наказание:

Количество штрафных и вбрасывание после них назначаются аналогично неспортивному фолу.

Технический фол — фол, не вызванный контактом с соперником. Это может быть неуважение к судьям, сопернику, задержка игры, нарушения процедурного характера.

Наказание:

Любой игрок команды, не нарушившей правила, пробивает 2 штрафных броска. После выполнения бросков сбрасывание производится аналогично неспортивному фолу.

Основные элементы игры.

1) Жесты судей.

1. Одно очко. Поднимается рука с указательным пальцем вверх и опускается кисть.

2. Два очка. Поднимается рука с указательным и средним пальцами вверх и опускается кисть.

3. Попытка трех очкового броска. Резким движением поднимается рука с большим, указательным и средним пальцами вверх.

4. Успешный трех очковый бросок. Резким движением поднимаются обе руки с большим, указательным и средним пальцем вверх.

5. Очки не считать. Быстрое разведение рук из скрещенного их положения на груди.

Относящиеся ко времени:

1. Остановка времени. Рука поднимается вверх с открытой ладонью. Движение сопровождается свистком.

2. Остановка времени для фола. Рука, сжатая в кулак поднимается вверх, другая открытой ладонью указывает на нарушителя правил. Движение при этом сопровождается свистком.

3. Включение игрового времени. Производится отмашка рукой из положения вверх в положение вперед.

4. Новый отсчет 24 секунд. Рука поднимается вверх. Указательный палец руки совершает круговое движение.

Административные:

1. Замена. Скрестить руки перед грудью (одновременно со свистком).

2. Приглашение на площадку. Взмахнуть открытой ладонью по направлению к себе.

3. Затребованный перерыв. Указательный палец руки и ладонь образуют букву "Т".

4. Связь между судьями на площадке и судьями за столом. Рука вытягивается вперед с поднятым вверх большим пальцем.

5. Видимый отсчет времени (5 и 8 секунд). Отсчет ведется пальцами поднятой руки.

2) Дриблинг: Одним из основных технических приемов баскетбола является ведение мяча, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - является основой для постоянного контроля за ним, а также основой для индивидуального обыгрывания соперника.

Основная стойка при ведении мяча: тело слегка наклонено вперед, ноги в коленях согнуты, таз опущен, голова поднята, плечи развернуты. Во время проводки мяча игрок должен быть в любой момент изменить направление своего движения, сделать остановку, сделать передачу мяча или выполнить бросок по кольцу. Мяч при этом укрывается от соперника корпусом, свободной рукой, плечом. Кисть руки, ведущей мяч, регулирует при этом силу удара, направление движения и высоту отскока мяча. В этом случае кончики пальцев лишь слегка касаются мяча, при этом игрок не должен смотреть на мяч, а контролировать его своим периферическим зрением. В поле зрения игрока, ведущего мяч, должны находиться его партнеры, игроки другой команды, судьи.

3) Передача: Одним из самых важных и наиболее технически сложных элементов баскетбола является передача мяча. Это самый главный элемент в игре разыгрывающего защитника. Игрок, который отдает пас, отвечает за своевременность, точность, быстроту передачи, ее внезапность для соперников и за удобство обработки мяча.

Основные способы передачи мяча в баскетболе:

- пас от плеча;

- пас от груди;

- пас из-за головы;

- пасы снизу, сбоку, из рук в руки.

Передача от груди является самым эффективным и наиболее распространенным способом передачи мяча партнерам, пока между игроками по команде нет соперников. Держать мяч следует близко к груди и толкают его вперед, выпрямляя запястья таким образом, чтобы кисти рук развернулись. После выполнения броска большие пальцы рук должны оказаться внизу, а тыльные стороны ладони должны быть повернутыми друг к другу. Бросок следует выполнять так, чтобы мяч летел в направление груди принимающего. Обычно мяч направляется по прямой - это самый быстрый способ передачи мяча своему партнеру.

Передача с отскоком. При этой передаче мячом ударяют об пол игровой площадки, перед тем как он достигнет партнера. Не всем защитникам удается перехватить мяч, который ударяется об пол, поэтому во многих случаях очень полезна передача с отскоком. Такая передача заставляет защитника принимать неестественную позу, при которой он вынужден согнуть корпус, чтобы достать мяч, который проносится рядом с ним.

Передача над головой. При выполнении такой передачи принимающий игрок должен получить мяч на уровне своего подбородка или выше. Если передача выполнена сверху вниз, то мяч, опускающийся до пояса принимающего, сильно сковывает движения рук принимающего, которому трудно решить каким образом принять мяч - держа большие пальцы рук вверх или вниз.

Передача из-за спины. В этом случае выполняется передача, при которой передающий берет мяч в руку, обычно это бросающая рука и обводит его вокруг своего корпуса за спиной. И после этого выполняет передачу своему игроку, при этом в то время пока мяч переносится назад, пасующий успевает заблокировать принимающего.

Существует также ряд "скрытых" передач, которые целесообразно использовать в условиях активной защиты противников, и они дают возможность замаскировать истинное направление паса. Движения, которые выполняет игрок, для передачи мяча своему игроку частично скрыты от глаз опекающего противника и в некоторой мере являются для него полной неожиданностью. В игре применяются такие виды "скрытых" передач: передача за спиной, передача из-за спины, передача под рукой, иногда даже передача из-под ноги. Для выполнения "скрытых" передач характерен короткий замах, для выполнения которого требуется минимум времени, и мощное завершающее движение кисти и пальцев рук. В зависимости от игровой ситуации, расстояние, на которое надо послать мяч партнеру, расположения или направления движения игрока по команде, способов и характера противодействия соперников игрок должен сам решить каким способом передачи мяча ему воспользоваться.

Подбор. Одним из важнейших элементов при игре в баскетбол является подбор (англ. rebound), при котором игрок овладевает мячом после выполнения неудачно 2-х или 3-х очкового броска. Различаются несколько видов подборов:

- подбор в нападении, на чужом щите;

- подбор в защите, на своем щите;

- коллективный подбор.

Перехват. В баскетболе действия игроков обороны по завладению мячом называется перехват. Такой элемент игры выполняется при броске или передаче мяча игроками атаки.

- Перехват мяча при передаче: Мяч следует ловить в прыжке после рывка одной или двумя руками. Но если нападающий выходит на передачу мяча, то защитнику необходимо на коротком расстоянии опередить противника на пути к мячу. Плечом и руками защитник стремится отрезать прямой путь противника к мячу и овладевает им. Чтобы избежать столкновения с нападающим, защитник должен, немного отклонится в сторону, проходя вплотную к нему. Как только он овладел мячом, то ему надо сразу же перейти на ведение мяча, чтобы избежать пробежки.

- Перехват мяча при ведении. В том случае, когда нападающий противника ведет мяч слишком высоко и не прикрывает его корпусом, то перехватить такой мяч не составит большого труда - необходимо сделать рывок и выбить мяч у него одной или двумя руками.

Блокшот – термин, который используется в баскетболе, и определяет ситуацию, когда игрок защиты блокирует бросок соперника, не нарушая при этом правила игры. Игроки передней линии, центровые и тяжелые форварды, являются основными блокирующими. Но зачастую игроки других линий, которые обладают хорошим прыжком и координацией, очень часто становятся лучшими по данному показателю. Блокшоты - это показатель, который показывает действия игрока при игре в обороне.

Занятие по баскетболу состоит из трёх взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей: а) подготовительной (разминка); б) основной; в) заключительной.

Подготовительная часть (разминка) обеспечивает оптимальную эластичность связок, сухожилий, мышц, подвижность звеньев двигательного аппарата и функциональное врабатывание систем организма.

Примерное содержание подготовительной части занятия:

1. Ходьба в колонне по одному:

  • обычная в сочетании с      выполнением упражнений для рук (круговые движения руками в плечевых      суставах с большой амплитудой, сжимание и разжимание пальцев рук, сгибание      и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями);
  • на носках; на внешней и      внутренней стороне стоп;
  • в полуприседе; приседе.

2. Медленный бег в колонне по одному (1,5—2 мин.): лицом вперёд; приставными шагами левым и правым боком вперёд; спиной вперёд; “змейкой”.

3. Ходьба в сочетании с выполнением упражнений на восстановление дыхания.

4. Общеразвивающие и специальные подготовительные упражнения.

5. Прыжковые упражнения: прыжки вверх со взмахом рук, прыжки вверх из упора присев; прыжки на одной и на обеих ногах от одной лицевой линии волейбольной площадки до другой лицом вперёд, боком и спиной вперёд; с поворотом на 180°.

Методическое указание. Координационная структура некоторых упражнений, выполняемых в подготовительной части занятия, должна быть сходной с двигательными действиями, включёнными в основную часть занятия.

В основной части занятия решаются следующие основные задачи:

  • обучение технике и      тактике игры, их закрепление и совершенствование;
  • формирование умений      применять технико-тактические действия в двусторонней игре;
  • развитие физических      способностей.

В начале основной части занятия изучается новый учебный материал. Закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий осуществляется в середине и в конце основной части урока.

Чтобы хорошо и быстро освоить новое, особенно сложные движения, и избежать появления ошибок, рекомендуется в техническую подготовку включать подготовительные и подводящие упражнения. Эти упражнения надо выполнять перед началом освоения новых движений.

Упражнения на совершенствование технических приёмов следует выполнять в парах, во встречных колоннах, с перемещением в противоположную колонну.

Целенаправленное развитие физических способностей осуществляется на уроках в следующей последовательности: вначале скоростные, скоростно-силовые, координационные упражнения, затем силовые упражнения и упражнения на выносливость.

В связи с тем что учащиеся не всегда с удовольствием выполняют некоторые учебные задания, связанные с многократным повторением однообразных двигательных действий, целесообразно организовать их выполнение в игровой и соревновательной форме (подвижные игры, эстафеты, игровые задания, соревнования — кто лучше, точнее, быстрее).

Занятие рекомендуется заканчивать двусторонней учебно-тренировочной игрой.

Перед двусторонней игрой учитель распределяет учащихся на команды в зависимости от уровня их подготовленности. В старших классах судьи назначаются из числа занимающихся. При необходимости следует останавливать игру, давать соответствующие корректировочные указания, задания по тактике игры, по использованию технических приёмов, разучиваемых на уроке, обращать внимание на допускаемые учащимися ошибки.

В заключительной части занятия подводят итоги, отмечают положительные моменты и допущенные недочёты, дают задание для самостоятельной работы.

Для лучшего и более быстрого усвоения материала занимающимся целесообразно давать домашние индивидуальные задания:

  • по физической      подготовке (упражнения для развития силовых, скоростных и      скоростно-силовых способностей);
  • по технической      подготовке (упражнения в передачах, ведения мяча, броски в кольцо);
  • по тактической      подготовке (изучение тактики по игровым функциям, решение тактических      задач)

 

Приложение № 2

 

Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты

в занятиях баскетболом

В учебно-тренировочном процессе по баскетболу подвижные игры, соревновательно - игровые задания и эстафеты применяются для закрепления технических приёмов и тактических действий. Они могут быть включены в подготовительную часть занятия как продолжение разминки и в конце основной части занятия.

Выбор подвижных игр зависит от материально-технической оснащённости учебного процесса (спортивный зал, стадион, пришкольная спортивная площадка, инвентарь), возраста и уровня подготовленности занимающихся.

 

Игры на закрепление и совершенствование

технических приёмов и тактических действий

Игры с перемещениями игроков

  1. 1.«Спиной к финишу». Игроки построены в одну шеренгу за лицевой линией, спиной к финишу. Интервал между ними 4—5 м. По сигналу игроки бегут 18 м спиной вперёд (до противоположной лицевой линии). Побеждает игрок, который первым пересечёт линию финиша.
  2. 2.«Бег с кувырками». Команды построены в колонну по одному за лицевой линией площадки (линия старта- финиша). На расстоянии 9 м перед командами кладут по гимнастическому мату. По сигналу первые игроки команд бегут до гимнастического мата, выполняют кувырок вперёд и продолжают бег до противоположной лицевой линии. Заступив одной ногой за линию, игроки возвращаются спиной вперёд, выполняют на мате кувырок назад и продолжают бег спинойвперёд до линии старта-финиша. Победитель приносит своей команде 1 очко. Следующие игроки выполняют то же задание. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
  3. 3.Эстафета «Челночный бег с переносом кубиков».

Предварительно на обеих половинах волейбольной площадки устанавливают по три кубика (можно кегли) на линиях разметки: два на пересечении линии нападения и боковых линий (по одному с каждой стороны) и один в центре на средней линии. В эстафете принимают участие две команды по шесть человек, которые располагаются на противоположных лицевых линиях. По сигналу первые участники от каждой команды, добежав до пересечения линии нападения с боковой линией (на своей стороне площадки), берут в руки кубик, бегут обратно и ставят его на лицевую линию. Затем то же действие выполняют со вторым кубиком, находящимся на противоположной стороне от первого кубика. После чего устремляются к средней линии, берут третий кубик, возвращаются назад и передают его второму участнику своей команды. Тот в свою очередь выполняет это же задание, только в обратной последовательности и т. д. Выигрывает команда, последний участник которой первым закончит перенос и установку кубиков в исходное (до игры) положение.

Игры с передачами мяча

  1. 1.Игровое задание «Художник». Передачами мяча сверху обозначить на стене какую-либо геометрическую фигуру, букву или цифру.
  2. 2.«Мяч над головой». Занимающиеся разбиваются на команды с равным числом игроков. Время игры (обычно 1 — 1,5 мин) объявляется заранее. Одновременно могут играть две и более команды. При нехватке волейбольных мячей команды вступают в игру по очереди. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведённой им части площадки. Одна команда отделяется от другой меловой линией или линиями имеющейся разметки. Каждый участник получает волейбольный мяч. От команды выделяется один человек, который контролирует игру команды-соперницы. По сигналу все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Игрок, уронивший мяч или поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой

после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков. Игру повторяют 2—3 раза.

  1. 3.«Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки обозначают два круга диаметром 2 м один напротив другого. По очереди игроки заходят в круг и выполняют передачу мяча сверху двумя руками, стараясь попасть в противоположный крут. Если мяч не попадает в цель, игрок получает штрафное очко. Побеждает игрок, набравший наи­меньшее количество штрафных очков.
  2. 4.«Не урони мяч». Игроки делятся на пары и располагаются нарасстоянии 4 м друг от друга. У каждой пары — волейбольный мяч. По сигналу начинают встречную произвольную передачу мяча в парах. Пара, поймавшая или уронившая мяч, садится на скамейку. Последняя пара, оставшаяся на площадке, объявляется победителем. Игру можно проводить по командам, сформировав их из определённого количества пар.
  3. 5.«Передачи в движении». Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча.
  4. 6.«Свеча». В игре принимают участие две и более команды с равным числом игроков. На полу мелом обозначают круг или кладут гимнастический обруч. Команды располагаются в колонны по одному. По сигналу первые игроки команд забегают в круг, выполняют передачу над собой и выбегают из круга, а их места занимают вторые номера и т. д. Побеждает команда, сделавшая больше передач за определённое время.
  5. 7.«Поймай и передай». Участники разделяются на несколько команд, которые становятся в колонны по одному напротив друг друга на боковых линиях площадки. По команде направляющие одной из колонн подбрасывают мяч одной рукой и выполняют передачу снизу двумя руками партнёру во встречную колонну. Тот ловит мяч и аналогичным

образом возвращает его обратно в противоположную колонну. Игроки, выполнившие передачу мяча, становятся в конец своей колонны. Побеждает команда, которая выполнит это упражнение быстрее и с меньшим количеством ошибок или совсем без ошибок.

  1. 8.«Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку и, запомнив свой номер, становятся по кругу. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу он начинает выполнять передачи мяча над собой, после третьей передачи называет какой-либо номер и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, устремляется к мячу и, не дав ему упасть на пол, продолжает передачу мяча над собой и т. д. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча в отведённое время.

Варианты

  1. 1.Игроки занимают по кругу различные исходные положения: стоя спиной к центру круга; сидя на полу и др.
  2. 2.Игроки передвигаются по кругу ходьбой, медленным бегом, прыжками на обеих ногах, в приседе и т. п.
  3. 3.Команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной стороне площадки. На расстоянии 9 м перед ними (в кругах) лежит по волейбольному мячу. Игроки рассчитываются по порядку. Учитель вызывает любой номер, и игрок, чей номер был назван, устремляется к мячу. Берёт его в руки, выполняет передачу партнёру, стоящему во главе колонны, и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой быстрее выполнил две передачи, получает 1 очко. Затем вызываются (в любой последовательности) остальные игроки команды. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
  4. 9.Эстафета с передачей баскетбольного мяча. Две - три команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 7—8 м По сигналу первые игроки колонн ударяют баскетбольным мячом об пол, а сами перемещаются в конец встречных колонн. Первые игроки встречных колонн выбегают вперёд, принимают отскочивший от пола мяч, передают его двумя руками сверху (или снизу) в обратном направлении на второго игрока и перемещаются в конец противоположной колонны, второй также ударяет мячом об пол, а затем перемещается в конец встречной колонны и т. д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок.

10. Эстафета «Передал — садись». Две колонны на расстоянии 3—4 м одна от другой, расстояние между игрока ми — длина рук, положенных на плечи. Перед колоннами на расстоянии 5—6 м — круги, в которые встают с баскетбольными мячами капитаны команд. По сигналу игроки в кругах передают мяч первым игрокам в колоннах, те возвращают мяч обратно и сразу принимают упор присев. Далее такие же действия совершает второй, третий игрок и т. д. Когда последний в команде игрок отдаёт капитану мяч, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаёт. Побеждает команда, закончившая передачи раньше других.

11. Игра «Выбивалы» Цель: перемещение по площадке и выбор места.

Инвентарь и оборудование: волейбольный мяч.

Подготовка: группа делится на 3 равных команды. Первая группа на одной стороне зала, вторая на другой стороне зала, и третья группа в середине зала. Дается время 3 мин. Описание игры: за данное время выбить мячом как можно больше игроков. Правила игры: игрок, которого коснулся мяч, выходит из игры.

12.Эстафета «Забрось мяч в кольцо» Цель: совершенствование техники ведения мяча и броска мяча в корзину. Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи. Подготовка: играющие делятсяна две команды и выстраиваются в центре зала параллельно, каждая команда лицом к кольцу.

Описание игры: по сигналу игроки разных команд добегают каждый к своему кольцу, стараясь забросить мяч в кольцо и возвращаются в свою команду. Передают мяч следующему игроку, а сами встают в конец колонны.

Правила игры: играют до тех пор, пока все игроки не выполнят задание. Выигрывает команда, у которой больше попаданий в кольцо.

13. «Охотники и утки» Цель: развитие точности движений, ловкости и быстроты реакции. Количество игроков — 10—20. Инвентарь: баскетбольные мячи. Инструкция. Играющие делятся на две команды — «охотников» и «уток». «Охотники» становятся по кругу за чертой, а «утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу «охотники» стараются запятнать «уток» мячом. Они, бегая и прыгая внутри круга, увертываются от мяча. «Подстреленная утка» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «убиты» все «утки». Затем команды меняются ролями. Мыигрывает команда «охотников», которая быстрее запятнала всех «уток».

Методические указания. Игра большой интенсивности. Необходимо следить за тем, чтобы играющие не перевозбудились.

 

14. «Живая корзина» Цель: развитие точности и улучшение координации движений. Количество игроков — 5—6. Инвентарь: баскетбольные мячи, табуретка. Инструкция. Если нет баскетбольных щитов, то игра может проходить по упрощенным правилам. Площадка размечается условно, вместо щита и баскетбольной корзины на возвышении (табуретке) стоит игрок. Его задача заключается в том, чтобы, не сходя с места, поймать брошенный ему мяч. Игра ведется по упрощенным правилам баскетбола (без аутов). Продолжительность игры — два тайма по 5 минут.

15. "Часовые и разведчики" Подготовка. Играющие делятся на две команды - "разведчиков" и "часовых" - и выстраиваются вдоль двух противоположный сторон площадки на расстоянии 18-20 м одна от другой. В трёх шагах перед шеренгами проводится линия, а в середине в очерченный кружок кладётся волейбольный мяч.

Содержание игры. Игроки в командах рассчитываются по порядку номеров. Задача команды "разведчиков" - унести мяч за свою линию, задача игроков другой команды - воспрепятствовать этому. Учитель громко называет номер, и игроки, стоящие напротив (имеющие этот номер), подбегают к мячу. Если "часовой" зазевался, "разведчик" хватает мяч и убегает с ним в свой дом, а "часовой" идёт в плен, становится за спиной "разведчика". Если же оба игрока одновременно выбегают на середину, то задача "разведчика" заключается в том, чтобы, выполнив ряд отвлекающих упражнений (движения руками, прыжки на месте и с поворотом, выпады и т.п.), отвлечьвнимание "часового" (он повторяет вслед за "разведчиком" эти движения) и унести мяч. Если "разведчик" схватил мяч, но "часовой" настиг его и осалил рукой, пленным становится "разведчик", в противном случае он выигрывает поединок. Игра продолжается до тех пор, пока все номера не примут участия в игре. Пленные подсчитываются и отпускаются в свои команды. Игра повторяется, игроки при этом меняются ролями. Побеждает та команда, которая сумела взять больше пленников.

Правила игры: 1. "Часовой" обязан повторить все движения "разведчика", иначе он проигрывает. 2. Преследовать убегающего игрока можно только до черты его дома. 3. Игрок, уронивший мяч, считается пойманным. 4. Каждый раз мяч ставит на место "разведчик".

16.«Играй, играй мяч не теряй». Задачи. Учить детей слушать сигнал, дать им почувствовать физические качества мяча, формировать умения управлять мячом и играть с ним не мешая товарищу, находить свободное место на площадке.

Описание игры. Все дети располагаются на площадке и каждый играет с мячом по своему усмотрению. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется.

Варианты. После сигнала воспитателя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста.

Методические указания. Перед игрой воспитатель называет движение с мячом, которые дети могут выполнять.

Игры с передачей, ловлей мяча

17. «10 передач». Задачи. Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.

Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча.

Методические указания. Обращать внимание детей на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне груди.

18. «Обгони мяч». Задачи. Учить передавать, ловить мяч, воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры. Играют 2 или 4 команды. Игроки каждой команды становятся по кругу и выбирают водящих, которые имеют мяч. После сигнала воспитателя водящие отдают мяч игроку, стоящему справа от них, а сами бегут влево, обегают круг и становятся на свое место. Получившие мяч передают следующим справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все не обегут круг, а мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

19. «За мячом». Задачи. Учить передавать, ловить мяч двумя руками от груди, развивать умения ориентироваться на площадке, воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры. Дети делятся на несколько команд. Каждая команда делится на две колонны, которые становятся одна против другой на расстоянии 2-3 метра. У водящего мяч. После сигнала водящий передает мяч против стоящему в колонне ребенку по команде, а сам бежит в конец противоположной колонны, т. е. за мечом. Поймавший тоже передает мяч на против стоящему и отправляется за мячом. Игра продолжается пока все игроки не вернутся на свои места, а мячи не окажутся у водящих.

Методические указания. Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если им объяснить, что они должны передвигать вслед за мячом, по тому направлению, куда они бросали мяч.

Игры для обучения ведению мяча.

20. «Ловец с мячом». Задачи. Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры. Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это удается, то тот кого он задел становится водящим, а водящий игроком.

Методические указания. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, а в дальнейшем – ребенок, свободно управляющий мячом.

Игры с бросками мяча в корзину.

21. «Пять бросков». Задачи. Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры. Дети располагаются на расстоянии 1,5-2 метра от корзины. По сигналу воспитателя все дети бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадет 5 раз в корзину, указанным способом.

Игры с ловлей, передачей и ведением мяча.

22. «Мяч капитану». Задачи. Учить применять в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера.

Описание игры. Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, нарисованный в конце чужой площадке. Дети бросают мяч своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану.

Методические указания. Мяч можно вести, передавать товарищу по игре, нельзя бежать с ним.

 

Приложение № 3

Дидактический материал

Контрольные тесты по физической культуре.

Баскетбол.

1.  В каком году был «изобретён баскетбол?

а)  1986 год

б)  1905 год

в)  1891 год

г)  1936 год

2.  Кто «изобрёл» баскетбол?

а) Джеймс Нейсмит

б) Луи Чемберлен

в) Деметре Викелас

г)  Джемс Коннолли

3.  Когда была создана Международная федерация баскетбола?

а)  18 июня 1932 года

б) 21 июня 1940 года

в) 7 ноября 1917 года

г)  5 декабря 1955 года

4.  Где и когда впервые был организован показательный турнир по баскетболу?

а)  III О..И. в Сент-Луисе, 1904 год

б) I О.И. в Афинах, 1896 год

в) VIII О.И. в Париже, 1924 год

5.  Когда был включён баскетбол в программу Олимпийских игр?

а)  1936 год, XI- О.И. в Берлине

б)  1952 год, XV 0,И., Хельсинки

в)  1908 год, IV О.И., Лондон

6.  На каких Олимпийских играх впервые был включён женский баскетбол в программу
соревнований?

а)  XIV О.И. - Лондон, 1948 год

б) XVII О.И. - Рим, 1960 год

в) XXI О.И. - Монреаль, 1976год

7.  На каких Олимпийских играх советские баскетболисты стали чемпионами?

а)  XVIII О.И.- Токио, 1964 год

б) XX О.И.- Мюнхен, 1972 год

в) XXI О.И.- Монреаль, 1976 год

8.  Техника владения мячом включает в себя следующие приемы:

а)  ловлю, остановки, повороты, ведение мяча

б) передачи мяча, броски в корзину, ловлю, остановки, повороты

в) ловлю, передачи, ведение мяча, броски в корзину

9.  Технику передвижений в баскетболе составляют:

а)  ходьба, бег, прыжки, остановки, повороты

б) бег, прыжки, передачи мяча, бросок мяча

в) бег, ведение, остановки, передачи мяча, повороты

10. Сколько человек играют на площадке?
а) 4

6)5

в)  6

г)  11

11 .Из США баскетбол проник вначале в :

а)  Германию, Францию, Россию, Латвию, Южную Америку

б) Великобританию, Францию, Германию, Китай, Японию

в) Китай, Японию, Филиппины

 

 

 

12.  Размеры баскетбольной площадки?

а) 9м. х 18м.

б) 14м. х 26м.

в) 12м. х 24м.

13.  На какой высоте находится баскетбольное кольцо(корзина)?

а)  305 см.

б) 260 см.

в) 310 см.

г)  300 см.

14.  Сколько времени может владеть команда мячом, до того как произвести бросок по
кольцу?

а)  30 сек.

б) 24 сек.

в) 20 сек.

15.  Сколько шагов можно делать после ведения мяча?

а)  3 шага

б) 2 шага

в) 1 шаг

16.  Сколько времени команда может владеть мячом на своей стороне площадки?

а)  10 сек.

б)    8 сек.

в) 24 сек.

17.  Продолжительность игры в баскетбол?

а)  2 тайма по 20 минут

б) 4 тайма по 10 минут

в) 4 тайма по 12 минут

18.  Сколько очков даётся за забитый мяч со штрафной линии?

а)  2 очка

б) 1 очко
в)3 очка

19.  С какого номера начинаются номера у игроков баскетболистов?
а) 2

6)3

в) 4

г)  5

20.  Сколько времени даётся игроку на выбрасывание мяча?
а) 3 сек.

б)5 сек.   в)10 сек.

 

 

 

   

 

  Ответы:

1-в; 2-а; 3-а; 4-а; 5-а; 6-в; 7-б; 8-в; 9-а; 10-б; 11-в; 12-б; 13-а; 14-б; 15-б; 16-б; 17-б; 

18-б; 19-в; 20-б.

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Жесты баскетбольных судей служат для того, чтобы объяснить, как зрителям, так и судьям-секретарям, какой пункт правил баскетбола был нарушен, кем он был нарушен и какие санкции понесет нарушивший правила игрок.

Броски по кольцу, удачные попытки бросков, а также обозначение количества набранных очков.

                       

Правила баскетбола: жесты судей - бросок по кольцу

Следующая серия судейских жестов затрагивает все, что так или иначе связано с игровым временем.

 

Правила баскетбола: жесты судей в баскетболе об игровом времени

Административные жесты баскетбольных судей связаны с проведением замены одного игрока на другого, приглашением игрока на площадку, объявлением тайм-аута, а также визуальной демонстрацией отсчета времени (пяти секунд и восьми секунд). Кроме того, есть жест, который применяется для связи между судьями и судьям-секретарями.

 

Правила баскетбола: административные жесты судей

Следующая группа жестов, которая включает в себя одиннадцать видов жестов, призвана демонстрировать зрителям и судьям-секретарям - какие именно правила баскетбола были нарушены в данном конкретном эпизоде. Жест судьи расскажет нам, была ли у игрока пробежка или он использовал неправильно ведение (двойное ведение, пронос мяча), был ли игрок слишком долго в трехсекундной зоне или не успел ввести мяч в игру, была ли умышленная игра ногой или игрок нарушил правило зоны.

 

Правила баскетбола: жесты баскетбольных судей нарушение правил

Игрок нарушил правила баскетбола (совершил фол) и судья это заметил. Теперь он должен в полном объеме проинформировать об этом судейский столик. Вся процедура состоит из трех шагов. Первым шагом является уведомление судей-секретарей о том, какой номер у игрока, нарушившего правила.

 

Правила баскетбола: жест информирования судей

Второй шаг заключается в том, чтобы продемонстрировать, какой именно тип фола имел место: неправильное использование рук, столкновение с игроком, владеющим мячом, или с игроком без мяча. Также, в определенных ситуациях судья может назначить обоюдный фол, технический фол, неспортивный фол или даже дисквалифицирующий фол.

 

Правила баскетбола: жест о типе фола

Наконец, третий шаг судьи - уведомить о количестве предоставленных штрафных бросков (один, два или три броска). Если нарушение правил не предусматривает выполнения штрафных бросков, то судья должен указать направление для продолжение игры.

 

Правила баскетбола: наказание за нарушение правил

 

Правила баскетбола: наказание за нарушение правил

Итак, судья уже показал вид и тип нарушения правил и определил меру наказания для него. Последняя группа жестов баскетбольных судей относится непосредственно к выполнению штрафных бросков (свободных бросков). Причем, вид жеста отличается в зависимости от того, находится ли судья внутри ограниченной зоны, либо за её пределами.

 

Правила баскетбола: свободные броски

 

Правила баскетбола: свободные броски