ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

Режим работы спортивного зала
 Пн-Чт.   9.00 - 14.10  - уроки
Суббота 9.00 - 12.00 - уроки.
Пн., ср., пт.  с 13.30-17.00 - спортивные секции
Вт., чт.  с 18.00-19.00 - занятия групп здоровья (женщины).
Пн., ср., пт.   с 19.00-21.00 - волейбол (мужчины)

НАШ УЧРЕДИТЕЛЬ

Отдел образования Администрации Каргапольского района

Руководитель Отдела образования Охоба Лариса Станиславовна

Телефон для консультаций 8(35256)21756

График работы: понедельник-пятница 8.00 - 17.00.Обед: 12.00-13.00

Выходной: суббота, воскресенье.

Учителя Усть-Миасской НСШ. 1940-е годы

Предлагаем вашему вниманию воспоминания Писаревой Агнии Дмитриевны, учителя Усть-Миасской НСШ в конце 40-50гг.
«Мне давно очень хотелось рассказать о тех, кто на этой фотографии. Это учителя Усть-Миасской НСШ, смеющиеся от радости. Весна 1940 года. До Великой Отечественной войны ещё год.

 Верхний ряд (слева направо):Учителя Усть-Миасской школы. Весна 1940г

Габова Антонина Ивановна – учитель геграфии.
Емельянова Татьяна Иосифовна – математик, старшая пионервожатая.
Оглуздина Нина Ивановна – учитель начальных классов.
Клавдия Михайловна (фамилии не помню – преподавала русский язык и литературу).
Обабкова Мария Кузьмовна – учитель начальных классов, пионервожатая нач.классов.
Екатерина Тихоновна … (фамилии не помню, учитель начальных классов).
Кондратьева Татьяна Никитична – русский язык, литература; завуч.
Чекина Евгения Александровна – немецкий язык.

 В нижнем ряду (слева направо):
Безгодова Фекла Степановна – начальные классы.
Поповских Анастасия Михайловна – русский язык, литература.
Наталья Тимофеевна…. – биология.
Бердюгина Ирина Дмитриевна – начальные классы.
Мужчин нет на фотографии. Помню Чекина Александра Ивановича – директора школы, преподавал физику, математику. Безгодов Афанасий Петрович – начальные классы. Война. Мужчин мобилизовали в армию. До войны у нас было много учащихся. С 5 класса учились и из соседних деревень: Грачевой, Красной Зари, Воденниковой, Липняговой, Красного Бора, Шахматовой, Ташковой, Нечунаевой, Мишагиной. Школа располагалась в трех зданиях, классы были параллельные.
Когда началась война, учеников стало меньше: особенно мальчиков, которые уходили из школы, чтобы работать и помогать семье. В 7 классе из местных учился с нами только один мальчик.
Можно много рассказывать, как мы учились в те военные годы, какими были условия, но я расскажу об учителях. Я всегда с теплотой вспоминаю учителей как военного, так и до военного времени.
Мне было 13 лет, когда началась война. Хорошо помню день 22 июня 1941 года. Мы, трое учащихся с пионервожатой Татьяной Иосифовной, ездили в Черепановский пионерлагерь на олимпиаду. Довольные, возбуждённые, радостные возвращались домой. Был солнечный день. Лошадку мы не понукали, ехали спокойно, шутили, смеялись. Нам было хорошо, а там, на западе уже гибли люди. Мы не знали о войне. Радио не было. И только вечером в селе стало известно, что началась война. С этого дня мы стали жить и чувствовать по-другому.
Под руководством Татьяны Иосифовны мы организовали тимуровскую команду, выбрали «Тимура», разбились на группы, в каждой группе выбрали командира. Можно много рассказывать какую работу и как мы выполняли. Коротко: собирали металлолом, заготовляли ягоды, грибы, собирали шиповник, помогали семьям фронтовиков. В колхозе работали на прополке полей, собирали колоски. Учителя были с нами на работе в колхозе.
А второе лето 1942г мы, подростки, уже всё лето работали в колхозе. В июне прополка полей, боронили на быках, в июле сенокос (сначала подскребали сено, затем стали усложнять работу – вместе с женщинами гребли, а потом и на волокуши накладывали высохшее сено, орудовали трехзубыми деревянными вилами. В августе работали на уборке урожая: на молотьбе, и снопы вязали (я в паре с мамой), но более всего мы ветрогонили (очищали зерно от мусора). Много, подробно хочется рассказать о том времени. Трудно было, но чувствовалось взаимопонимание, как могли работали дружно. А осенью – уборка картофеля. И так работали до конца войны.
А какие спектакли учителя ставили! Они хотели помочь людям отвлечься от забот, переживаний. Как говорится, делали это для того, чтобы люди отдохнули. Клуба у нас не было, в небольшом доме была изба-читальня. В школьном коридоре сделали сцену. И вот на этой сцене были поставлены спектакли: «Гроза» А.Н.Островского и «Русалка» А.С.Пушкина. А инициатором была Е.А. Чекина. Конечно, спектакли ставили в зимнее время. В спектакле «Гроза» роль Катерины исполняла Евгения Александровна, роль Кабанихи – Татьяна Иосифовна (она женщина высокая, полная, и ей хорошо подходила эта роль), Варварой была Мария Кузьмовна, роль Барыни исполняла Екатерина Тихоновна и т.д. В этом спектакле мужские роли исполняли мужчины (в первый год войны не все еще были мобилизованы). Мне запомнилось, как исполнил роль Бориса Викторов Михаил Кириллович. Молодой, здоровый, красивый.
А вот во втором спектакле – «Русалка» - мужские роли исполняли уже женщины. Но Евгения Александровна организовала всё, поддержала всех, и спектакль состоялся. Евгения Александровна – Русалка, ее маленькая дочь русалочка – её дочь Луиза. И нам, ученицам нашлись роли. Мы – русалки. А роль Ворона исполнила Габова Антонина Ивановна. Князя играла пионервожатая, молодая девушка Люся (из эвакуированных, а Татьяну Иосифовну к тому времени взяли в Обком комсомола). Татьяна Никитична всегда была суфлером.
Почему я написала о спектаклях? Мне очень хотелось рассказать, что учителя не опускали, как говорится, руки, а жили и работали вместе со всеми, поддерживали, как могли людей в годы войны. Можно бы ещё рассказывать и рассказывать, я часто вспоминаю те времена. Евгения Александровна организовала драматический кружок и с учащимися.
Хочется рассказать и о Афанасии Петровиче Безгодове, чтоб знали, что жил и работал в Усть-Миасской школе такой человек. Я училась у него в 3 и 4 классах. Он хорошо рисовал, пел, играл на разных музыкальных инструментах. Он организовал нас, кто увлекался музыкой, учил играть на балалайке, гитаре. Мы выступали перед сельчанами. Он сам играл то на мандолине, то на гармошке. С войны Афанасий Петрович не вернулся.
В 7 классе был введён новый урок – военное дело. Даже экзамен сдавали. Учил нас по этому предмету Калганов Николай Васильевич. Он был из Курской области.

 Лифшиц Фрида Ефимовна с дочерью Маей. 1943г

А на этой фотографии Лившиц Фрида Ефимовна. Она эвакуированная из Ленинграда. Была директором Усть-Миасской НСШ с сентября 1941г, до того, пока не было разрешения вернуться в Ленинград. Преподавала историю.

  

Усть-Миасская школа. 1947г

Можно говорить и говорить об учителях тех лет. Они мне многое дали для жизни, для выбора профессии. Я очень им благодарна…».

Писарева (Мартьянова) А.Д. в центре. Надпись на обороте фото:
"Память о первых годах работы. Учащиеся Усть-Миасской школы 1947-1948 учебный год".
 

Немного об авторе:

Писарева Агния Дмитриевна. Родилась 3 апреля 1928г в семье Мартьянова Дмитрия Ивановича и Мартьяновой Анны Фёдоровны. Окончила Усть-Миасскую НСШ в 1946г. Вскоре директор школы предложил остаться работать в школе (где работала техничкой и её мама с окладом 45р) учителем начальных классов, несмотря на отсутствие образования. После года работы она поступила на заочное отделение (?) и сдала экзамены экстерном. С 1959-1983гг работала учителем в Тагильской начальной школе. Общий стаж работы преподавателем – 40 лет.
Муж – Писарев Михаил Петрович, работавший в 50-е годы завклубом в Усть-Миассе.

__________________________________________________________________________________________

 Писарева А.Д.